Екатеринбургский Аудит-Центр

Екатеринбург, пр. Ленина, 60-а
Тел.: (343) 375-69-82, 375-70-42
Факс.: (343) 375-74-02
Email: nfk@etel.ru

343-901-488

Новости

Выступление Бойкова В. М. на заседании Уральского Банковского Союза в Екатеринбурге

 

Уважаемые коллеги!

Хочу обратить Ваше Внимание на два важных события.

   С 1 января 2018 года с высокой долей вероятности весь  аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов (банки,  страховые компании,  крупнейшие ПАО и др.) перейдут под надзор   мегорегулятора   Банка России.

   Поэтому видимо будет возврат к системе аттестации аудиторов, лицензирование аудиторских компаний  Банком России или включения их в реестр ЦБ.

 

Проблема оценки рисков, тема неправильных оценок  финансового положения банков  и компаний, а также достоверности их отчетности, остается очень острой и актуальной.

  При этом,  в отличие от западных стран, в России аудит  пока, к сожалению, не стал рыночным инструментом и не сильно  востребован инвесторами.

  Появление на сцене  в качестве регулятора Банка России, который имеет много претензий к аудиторам  не случайно.

 Центробанк  несет непосредственную ответственность за состояние всего финансового рынка, а также в его ведении находятся  эмитенты из реального сектора экономики - Публичные акционерные общества.  Поэтому  Банк России   наиболее заинтересован в качественном  аудите.

 

Банк России подготовил целый ряд изменений в Закон 307-ФЗ    " Об аудиторской деятельности"

Основные изменения, которые вызвали наибольший резонанс в аудиторском сообществе это:

1. Отмена обязательного аудита по критериям от  выручки и величины активов.

2. Наличие в штате аудиторской организации не менее  3 аудиторов по основному месту работы.

3. Требование при проведении аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов  (ОЗХС)  наличие в  штате  12   аудиторов. Неясно с только  новыми едиными аттестатами или учитываются старые аттестаты.

При этом аудит  ОЗХС  имеют право проводить только аудиторы с новыми едиными аттестатами.

4. Новые требования к  самим СРО аудиторов.

 

Постараюсь высказать свое отношение к первым трем предложениям, которые наиболее актуальны для аудиторов, осуществляющих аудит финансовых организаций.

 

На основании проведенного мною анализа как  члена  Комиссии  по мониторингу аудиторских услуг  при Рабочем органе САД при Минфине,   в которую я входил  как представитель от СРО  Аудиторская Палата России , могу сказать , что не смотря на то , что  в соответствии с  Законодательством  обязательный аудит должны проходить более 140 тысяч хозяйствующих субъектов , на практике его проводят лишь 71 тысяча компаний, т. е. лишь половина. Такая же примерно картина и в УрФО.

Это связано с двумя обстоятельства:

1. В  обязательном  аудите собственники бизнеса, частные инвесторы, не видят в  большой необходимости.

2.  Штрафные санкции за не проведение   обязательного аудита значительно ниже, чем стоимость  аудиторской проверки годовой бухгалтерской  отчетности.

Так стоимость аудита  среднего предприятия  составляет порядка 300-500 тыс.руб, а штрафные санкции просто смехотворны, должностные лица могут быть наказаны  штрафом лишь до 10 тыс.руб.

Но самое интересное, что и случаев наказания за не проведение обязательного аудита на практике нет.

Вместе с тем качественно проведенный аудит является важным рыночным инструментом для борьбы с коррупцией, недобросовестными налогоплательщиками, выполняет важную общественно -полезную  функцию . Поэтому на ряду с требованиям в законодательстве  об обязательном аудите, должна быть предусмотрена и серьезная ответственность за его не проведение.

   Качество аудита кредитной организации во многом зависит от представленной банком информации, как аудиторские заключения по ссудозаемщикам, так и оценке залогов.

   Банковские  аудиторы при анализе кредитного портфеля банка и  правильности и полноты создания резервов  особое внимание в кредитном досье обращают на достоверность данных отчетности   ссудозаемщиков на основе Аудиторского заключения.

Важно какое доверие к этому Аудиторскому  заключению?  Очень часто  мы даже не можем  найти этих аудиторов, так как у многих нет ни сайта компании, не офиса.

Приведу такие данные:   в  около  40 %  аудиторских компаний трудятся только совместители, а в около 60%  аудиторских организациях менее трех штатных сотрудников.

   Есть случаи, когда один аудитор работает в 20-30 аудиторских организациях.

Теоретически 3 аудитора могут легко зарегистрировать 6 аудиторских компаний с разными директорами,  вступив затем в  два существующих   СРО аудиторов.

   Более половины аудиторских компаний имеют годовую выручку менее  3 млн.руб. Средняя выручка в расчете на одного аудитора в более чем в 100 раз меньше , чем в ведущих аудиторских компаниях.

   Аудиторские компании, в которых работают только аудиторы-совместители аудиторскую деятельность выполняют эпизодически в основном  в сезон марте-апреле.

   Понятно, что и у  пользователей  услуг таких  нано-аудиторских фирм  собственников бизнеса, инвесторов и у банковских аудиторов аудиторское заключение вызывает сомнение.

  Оценка залогов, а также переоценка зданий Банков для дальнейшего увеличения  капитала,   порой не выдерживают не какой критики. По причине,  явно значительно завышенной оценке  мы ежегодно выдаем модефицированные заключения.

   Председатель   ЦС  Аудиторской Палаты России   А.В.  Турбанов, ранее работавший зам.председателя Банка России и курировавший вопросы аттестации  аудиторов и лицензирование аудиторских компаний, видит эту проблему как со стороны  аудиторов, так и Центробанка  считает такую ситуацию недопустимой.

   Выступая на круглом столе «Приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации», А.В. Турбанов сказал:

«То, что происходит сейчас, явно ненормальная ситуация. С 2011 г. только 3,4 тыс. аудиторов из 21 тыс. получили единый аттестат. Со ссылкой на мировой опыт была сломана существовавшая система. Ранее действовавшие аттестаты, в том числе аттестаты банковского аудитора, утратили силу применительно к проверке ОЗО, в том числе банков. Мало того, что это был произвол на уровне государства, это ещё был абсурд с точки зрения здравого смысла.

Сейчас ЦБ говорит: «Нам не важен ваш единый аттестат. Дайте нам аудиторов с опытом работы». А это и есть аудиторы со специальным банковским аттестатом.

Надо вернуть юридическую силу выданных ранее аттестатам, государственного образца, выданным в установленном порядке. Во-первых, это будет восстановление справедливости. Во-вторых, мы вернем в ряды аудиторов опытных специалистов.»

Аудиторская компания  имеющая в штате хотя бы одного аудитора с единым аттестатом сейчас имеет право проводить аудит любого по величине активов банка. И таких примеров достаточно. Есть примеры, когда фирмы с   1-2  аудиторами   с новыми аттестатами  проводят аудит    10-15  банкам,   некоторые  из которых даже входят в ТОП-100.

   Десятилетний опыт взаимодействия Банка России с аудиторами, когда  аудиторы ежегодно отчитывались перед ЦБ и его территориальными Главными Управлениями о проведенных аудиторских проверках на основе отзывов о их работе ГУ ЦБ всех регионов, где аудиторы проводили аудит банков, позволял осуществлять эффективный контроль за их деятельностью.

Была четкая обратная связь между Банком России, его территориальными ГУ ЦБ, аудиторскими компаниями и  даже аудиторами -руководителями аудиторских проверок.

Каждые три -пять  лет  аудиторская компания продлевала  в ЦБ  лицензию, а аудиторы получили квалификационные аттестаты на основе экзамена по аудиту банков и характеристик с места работы.

   С введением  Единой лицензии на аудит, а затем и Единых  квалификационных  аттестатов, фактически отказ от аттестатов на аудит банков, на рынке банковского аудита появилось множество предложений от фирм-«дюймовочек»  к банкам по аудиту   годовой отчетности по очень низким  ценам с гарантией "чистого" аудиторского заключения.

    Такой ценовой демпинг и нескромные предложения от аудиторов, от которых порой банкам трудно отказаться,  создают серьезные проблемы в практике банковского аудита.

   Банк России осуществлял эффективный контроль за аудиторской деятельностью в области банковского аудита, что позволяло исключать демпинг и  не допускать к банковскому аудиту недобросовестных  аудиторов.

    Поэтому обсуждаемое сейчас предложение о создании системы, при которой оказывать услуги по обязательному аудиту банков смогут только аудиторские компании, получившие свою аккредитацию в Банке России, на мой взгляд, очень актуально и своевременно.

    Между сроками аудиторской проверки и  наступлением в банке критической ситуации - отзыва лицензии  может пройти большой период - до  года. За это время финансовое положение банка  может существенно измениться.

    Поэтому целесообразно Банку России обязать банки проводить промежуточные обзорные аудиторские проверки за 1 полугодие, как по РСБУ, так и по МСФО  с обязательной публикацией  отчетности. Это позволит повысить публичность отчетности банков и оперативность реагирования пользователей  информации на сложившуюся ситуацию в банке.

    Во вторых, с 01 января 2017 года вступает в действие МСФО 9

 Внедрение МСФО 9 существенно повлияет на финансовые показатели, так как изменяет порядок:

- Классификации и оценки финансовых инструментов

- Признания обесценения финансовых инструментов

Основное отличие МСФО 9 от ныне действующего МСФО 39 – это переход от модели понесенных потерь к модели ожидаемых потерь.

    Данные изменения могут серьезно отразиться на банках, работающих в области розничного кредитования. Стандарты МСФО в определенном смысле приближаются к продвинутому подходу «Базеля II», в котором за основу взяты инструменты прогнозирования. Ключевым моментом нового стандарта будет являться необходимость учета ожидаемых, а не понесенных потерь. Это будет иметь не только прямые финансовые последствия для кредиторов, но может также поменять некоторые аспекты банков с кредитными портфелями.

   Измениться может и отношение к просрочке по кредитам на самых ранних стадиях. В МСФО 9 по беспроблемным кредитам (stage 1) признаются ожидаемые потери на 12 месяцев, а по кредитам с ухудшением кредитного качества (stage 2) возможные потери рассчитываются на горизонте всего срока жизни инструмента. Одним из сигналов для перехода кредита из первой стадии во вторую является просрочка более чем на 30 дней. Следовательно, чтобы не допускать нежелательного перехода, «купировать» просрочку нужно будет на самых ранних этапах.

   По оценке банкиров, в связи с введением новых стандартов увеличение резервов по ряду продуктов может составить десятки процентов.

   Повысится трудоемкость новых расчетов.

Трудоемкость новых расчетов будет заключаться в том, что потребуется выстраивать модели ожидаемых убытков в отношении каждого требования с учетом:

  • вероятности дефолта,
  • расчета задолженности на момент дефолта,
  • расчетов убытков в случае дефолта,
  • дисконтирования полученных величин.

При переходе на МСФО 9 требуется раскрывать дополнительную информацию.  Потребуется сверка между категориями оценки по старому и новому стандартам.  

Финансовая отчетность за 2018 год должна включать информацию по состоянию на 1 января 2018 года и далее в соответствии с МСФО 9:

  • Сравнительные данные на 01.01.2018 в отчетности за 1 полугодие 2018 года и за 2018 год должны быть скорректированы.
  • Корректировки данных на 01.01.2017 не требуется
  • Эффект от перехода отразится в составе собственных средств.

Наша компания в марте провела семинар по этой теме, лектор Двойнишников Владимир Викторович, зам. начальника Управления методологии бухучета Банка России.

Если у банков-членов УБС есть вопросы, то обратитесь в нашу аудиторскую компанию.

Спасибо за внимание!

 

 

Об аккредитации аудиторских компаний Банком России

 

Об аккредитации аудиторских организаций Банком России

 

Председатель Банка России, Эльвира Набиуллина, выступая в ноябре 2016г. на организованной ЦБ Международной конференции "Современный аудит: проблемы и перспективы", высказала какие нужны шаги по улучшению ситуации в области банковского аудита:

«Во-первых, необходимо усилить контроль за внешними аудиторами финансовых организаций.

Во-вторых, необходимо ведение специализации деятельности аудиторских организаций, работающих в разных секторах финансового рынка. Мы считаем, что Банку России необходимы полномочия по ведению реестра и контролю за качеством услуг аудиторских организаций и аудиторов, имеющих право работы на финрынке. То есть к этой работе должны быть допущены только прошедшие процедуру отбора аудиторы.

В-третьих, необходимо повышение требований к квалификации аудиторов и системе профессиональной подготовки, введение специализации аудиторов через дополнительное обучение и при повышении квалификации.

Также считаем, что нужно рассмотреть организации инфраструктуры финансового рынка, такие как организаторы торговли на рынке ценных бумаг, бюро кредитных историй. Должны быть эффективные механизмы взаимодействия по обмену информацией между Банком России и правительством для того, чтобы все это эффективно реализовывалось. И, на наш взгляд, требуются изменения в законодательстве об аудиторской деятельности».

Спикер Совета Федерации В. Матвиенко выступила на заседании Межрегионального банковского совета  с критикой системы надзора за кредитными организациями со стороны Центробанка и деятельностью аудиторских компаний. Было высказано предложение о возвращении системы лицензирования аудиторов со стороны Банка России или их аккредитации.

Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов сообщил, сколько аудиторов будет допущено к аудиту банков. По его словам, речь о таком называемом втором контуре надзора за аудиторами: только входящие в него компании будут вправе проводить аудит банковской отчетности, но за ними будет особый надзор.

Оценивая потенциальное число компаний, которым разрешает проводить банковский аудит, Шевцов сослался на китайский опыт, где к этой работе было допущено сначала 20 компаний, а потом еще около 20. "У нас с учетом объема рынка цифры будут чуть меньше", - уточнил он.

Бурная дискуссия о передаче ЦБ полномочий в отношении аудиторских компаний привела к неожиданным результатам. По решению правительства вместо ожидавшейся передачи ЦБ лишь регулирования рынка аудита (создание нормативной базы и т.п.) он получит надзорные функции, подразумевающие применение мер взыскания, фактически — до прекращения деятельности. На первом этапе ЦБ будет надзирать лишь за игроками, оказывающими аудиторские услуги участникам финансового рынка и ПАО. Но аудиторы совершенно не ожидали такого поворота событий и в связи с этим прогнозируют сокращение рынка как минимум вдвое.

Как стало известно "Ъ", на этой неделе состоялось совещание в правительстве по вопросу регулирования рынка аудита. Эту информацию "Ъ" подтвердили в Банке России и в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова. "На совещании в правительстве было принято решение передать Банку России надзор за компаниями, осуществляющими аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов (это банки, НПФ, страховые компании, ПАО и т. д.— "Ъ"),— сообщили в пресс-службе ЦБ.— Дано также поручение подготовить проект закона, прописывающий реализацию этого решения на практике".

По информации "Ъ", новые полномочия ЦБ получит уже с 1 января 2018 года. "Таким образом, ЦБ фактически возьмет на себя функции Федерального казначейства, которое в качестве надзорного органа проводит внешний контроль качества аудита общественно значимых организаций,— отмечает собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией в ЦБ.— Часть специалистов казначейства, ранее проверявшая аудиторов, будет переведена в ЦБ".

Обсуждались варианты передачи надзора за аудитом в блок банковского надзора под руководством Василия Поздышева и в службу внутреннего аудита под руководством Валерия Горегляда. Были попытки "пристроить" их в департаменты, курируемые первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым и зампредом ЦБ Владимиром Чистюхиным. И наконец внутри ЦБ нашли решение, хотя, возможно, и не окончательное. "Пока этими вопросами занимается департамент корпоративных отношений, который возглавляет Елена Курицына, курировать же этот вопрос будет первый зампред ЦБ Сергей Швецов,— отметил собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией в ЦБ.— Но не исключено, что это временная мера, возможно, надзор за аудитом будет передан в другой департамент".

Вопросы, связанные с передачей мегарегулятору полномочий по надзору и регулированию в сфере аудита и подготовкой соответствующего проекта закона, обсуждались 14 апреля 2017 года на рабочей встрече представителей Банка России, федеральных органов исполнительной власти, аудиторских организаций и их саморегулируемых объединений.

Участники встречи высказали различные предложения, касающиеся модели регулирования и надзора отрасли. Поднимались также темы уточнения критериев обязательного аудита, повышения требований к «входному билету» на рынок аудиторских услуг для аудита компаний, представляющих публичный интерес, а также усиления ответственности аудиторов и их более плотного взаимодействия с надзорными органами. Еще одной темой дискуссии стало  повышение роли саморегулируемых организаций в очищении и оздоровлении  аудиторского рынка.

О законопроекте, наделяющем ЦБ регуляторными и надзорными полномочиями в отношении аудиторов, рассказала глава корпоративного департамента ЦБ Елена Курицына. По ее словам, вчера проект был внесен в Минфин. В отличие от ранее представленных предложений — по регулированию аудита лишь в финансовой сфере, поправки направлены на реформирование всей отрасли. Документ может вступить в силу уже с 1 января 2018 года.

ЦБ намерен существенно сузить круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Согласно статистике Минфина за 2015 год (более поздние данные недоступны), 88,7% от общего количества аудиторских проверок было проведено в рамках обязательного аудита. Из них 49,7% проверок проводилось в организациях, чья годовая выручка более 400 млн руб. или их активы более 60 млн руб. Новый регулятор намерен отменить обязательный аудит в привязке к выручке и активам. Благодаря данному решению количество проверок по обязательному аудиту сократится на 50%. Для ФГУПов и акционерных обществ с госучастием аудит будет обязательным, только если они состоят в правительственном списке (сейчас это пять ФГУПов и 19 акционерных обществ).

Реформа отрасли направлена не только на сокращение числа клиентов аудиторов, но и на повышения требований к участникам рынка. Сейчас аудиторской компании необходимо иметь не менее трех аудиторов в штате (не важно — по основному месту работу или совместителей). «На практике такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в 10–15 и даже 20 аудиторских компаниях»,— отметила Елена Курицына. ЦБ не уверен, что при подобном подходе можно гарантировать качество, потому «совместителей» при подтверждении статуса аудиторской компании учитывать не будет. «Более 20% аудиторских организаций в России не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, а менее трех аудиторов имеют 60% компаний»,— отмечает председатель Национального союза аудиторов Сергей Никифоров.

К аудиторам общественно значимых организаций (ОЗХС) — таких, как банки, НПФ, страховщики, эмитенты ценных бумаг, компании с госучастием (более 25%) — требования будут еще жестче. По данным Минфина, к ОЗХС относится около 5 тыс. организаций. Проводить их аудит смогут компании, в штате которых (по основному месту работы) не менее 12 специалистов с единым аттестатом, причем не менее трех из них должны иметь опыт аналогичных проверок не менее пяти лет, они смогут подписывать заключения. Будут установлены и дополнительные требования к деловой репутации аудиторов ОЗХС — они должны состоять в реестре аудиторских фирм Банка России. Включать туда компании ЦБ будет по их заявлениям при соответствии определенным критериям. Согласно статистике Минфина, в 2015 году 91,6% всех аудиторских фирм составляли компании с численностью до 15 человек. Они проаудировали отчетность за 2015 год 46,1% ОЗХС. http://www.kommersant.ru/doc/3281266

Перспективы аккредитации в Банке России аудиторских организаций.

По мнению банковских экспертов и представителей СРО аудиторов,  преимущества при решении вопроса по аккредитации в Банке России будут иметь такие факторы как:

    - опыт работы на рынке банковского и страхового аудита, ОЗХС   (деятельности аудиторской  организации по аудиту банков, количество аудиторских проверок ОЗХС за последние 3 года);

   - количество аудиторов с Едиными квалификационными аттестатами, в том числе с опытом работы по аудиту ОЗХС;

  - рейтинги аудиторской организации;

- безупречная деловая репутация.

 Предполагается, что аккредитацию Банком России пройдет не более 50 аудиторских компании.

АО   "Екатеринбургский  Аудит-Центр"    осуществляет аудиторскую деятельность по аудиту кредитных организаций,  начиная с  1993 года на основе лицензии  Банка России  №6.

Ежегодно наша аудиторская компания проводит аудит по РСБУ и МСФО  свыше 30 кредитных организаций, в т.ч.  около 10 входящих в  ТОП-100, ряд страховых компаний и ОЗХС.

В штате аудиторской компании  11 аудиторов  обладают  едиными квалификационными аттестатами, выданными аудиторским СРО, в том числе 7 аудиторов имеют квалификационные аттестаты по аудиту банков, 6 аудиторов обладают Дипломами ДипИФР (Рус).

В 2016 году наша аудиторская компания успешно прошла плановые проверки Федерального Казначейства и СРО "Аудиторская палата России" (Ассоциация).

По рейтингу  РА  Эксперт  АО  "Екатеринбургский  Аудит-Центр"  занимает  вторую строчку рейтинга   "Лидеры рынка банковского аудита России"  (Российская газета № 72 за 2016г.).

Лидеры рынка банковского аудита России

Аудиторская организация

Выручка по направлению за 2015 год (тыс. рублей)

Выручка по направлению за 2014 год (тыс. рублей)

ИНН

1

ФБК

49 359

51 344

7 701 011 740

2

«Екатеринбургский Аудит-Центр»

20 717

23 654

6 662 006 975

3

«Бейкер Тилли Рус»

17 221

23 452

7 704 154 440

4

НПФ «Информаудитсервис»

14 619

1 988

7 703 072 280

5

«Мазар»

14 545

9 091

7 707 835 399

6

«Росэкспертиза»

7 226

5 949

7 708 000 473

7

«Актив»

6 971

7 188

7 724 937 954

8

«Балтийский аудит»

6 922

1 425

7 810 957 263

9

АКФ «Юкис Консалтинг»

4 795

4 700

7 728 221 745

10

«Бейкер Тилли Русаудит»

4 170

1 483

7 716 044 594

По данным РА «Эксперт РА», опубликованным в «Российская газета» №6940 (72)

 

В 2017 год рынок аудита входит с большой долей неопределенности. Очевидно, что в будущем году аудиторов ждет новый регулятор – Банк России. Какие правила он установит на рынке, неизвестно, но очевидно, что смена регулирования затевается ради борьбы за качество аудита. В первую очередь за достоверность отчетности банков.http://www.audit-it.ru/news/audit/p891699.html

 Количество аудиторских заключений по отозванным лицензиям
26 ведущих Аудиторов в 2012-2016гг *

№ п/п

Наименование аудиторской фирмы

Количество аудиторских заключений выданных

Количество отозванных лицензий, при наличии положительного аудиторского заключения (без важных обстоятельств, оговорок и иных "модификаций") (процент от общего числа АЗ)

в 2016 г.

в 2012-2016

в 2016 г.

в 2012-2016 гг.

 

Всего по рынку услуг в сфере аудита банков

690

4257

36 (5%)

117 (3%)

1

ООО "НОРМА ПРОФАУДИТИТ"

35

153

1 (3%)

4 (3%)

2

ООО "Эрнст энд Янг"

33

106

0 (0%)

0 (0%)

3

ООО "Интерком-Аудит БКР"

33

80

2 (6%)

5 (6%)

4

АО "Екатеринбургский Аудит-Центр"

32

191

0 (0%)

3 (1,5%)

5

ООО "Коллегия Налоговых Консультантов"

29

189

0 (0%)

0 (0%)

6

ООО "РИАН-АУДИТ"

27

180

3 (11%)

7 (4%)

7

ООО "Листик и Партнеры"

26

160

1 (4%)

4 (3%)

8

ЗАО "КПМГ"

26

181

0 (0%)

0 (0%)

9

ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит"

26

120

0 (0%)

0 (0%)

10

ООО "ФБК"

18

115

0 (0%)

2 (2%)

11

ООО "Аудиторская фирма "Бизнес и Капитал"

17

97

0 (0%)

6 (6%)

12

ООО "Листик и партнеры - Москва"

17

61

1 (6%)

3 (5%)

13

ООО "Балтийский аудит"

15

33

0 (0%)

1 (3%)

14

ЗАО "Донаудит Финансовые рынки"

14

83

1 (7%)

3 (4%)

15

ООО "СТ-Аудит"

14

37

1 (7%)

4 (11%)

16

ООО "ФинЭкспертиза"

13

74

1 (8%)

4 (5%)

17

ООО "Банковский аудит" (г.Москва)

13

28

2 (15%)

4 (14%)

18

ЗАО АК "Арт-Аудит"

12

55

0 (0%)

1 (2%)

19

ЗАО "Делойт и Туш СНГ"

12

92

0 (0%)

0 (0%)

20

ООО "Внешаудит консалтинг"

12

78

0 (0%)

2 (3%)

21

ООО "ИКАР"

11

76

0 (0%)

0 (0%)

22

ООО "Алтай-Аудит-Консалтинг"

9

74

0 (0%)

0 (0%)

23

ООО "Эдвайс Аудит"

9

52

0 (0%)

1 (2%)

24

ООО "АКФ "Юкис Консалтинг"

9

57

0 (0%)

2 (4%)

25

АО "БДО Юникон"

9

74

2 (22%)

2 (3%)

26

ООО "ВЕДА-Аудит"

9

40

1 (11%)

1 (3%)

27

ИТОГО по перечисленным выше 26 аудиторским фирмам

480

2486

16 (3%)

59 (2%)

28

Прочие аудиторские фирмы выдавшие 7 и менее аудиторских заключений в 2016 году (130 аудиторских фирм)

210

1771

20 (10%)

58 (3%)

 

Источник: Исследования рынка банковского аудита  

www. mosnalogi.ru/publication/Issledovanie-rynka-bankovskogo-audita.php

Из таблицы видно, что количество отозванных лицензий, при наличии положительного аудиторского заключения (без важных обстоятельств, оговорок и иных "модификаций") (процент от общего числа АЗ) в период с 2012 по 2016 годы в среднем по 26 ведущим аудиторским компаниям этот показатель равен 2%, а по остальным аудиторским фирмам – 3%, то АО «Екатеринбургский Аудит-Центр» лишь 1,5 %, а за 2016 год при среднем показателе среди ведущих аудиторских компаний в 3%, а по остальным  10%, то у АО «Екатеринбургский Аудит-Центр» - 0%.

На сайте банка России опубликованы сведения об аудиторских организациях, осуществлявших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности  кредитных организаций  за 2014 и 2015 годы. http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=audit_report

АО «Екатеринбургский Аудит-Центр» в течении трех последних лет проводили аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков, входящих в ТОП 100 крупнейших российских банков:

 ПАО Ханты-Мансийский банк-Открытие (Москва),   

 ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» (Екатеринбург)   

 ПАО «МЕТКОМБАНК»,   ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА  (Екатеринбург),

 ПАО «Челябинвестбанк»,  ПАО «Челиндбанк» (Челябинск),

 ПАО  АКБ «Уральский Финансовый Дом» (Пермь),  ООО Банк «Аверс» (Казань),

 ПАО «БыстроБанк» (Ижевск),  ПАО «АктивКапитал Банк» (Самара), 

 АКБ «Форштадт» АО (Оренбург), ПАО «Запсибкомбанк (Тюмень) и др.

 

Таким образом, АО «Екатеринбургский Аудит-Центр» имеет хорошие перспективы войти в реестр Банка России по аудиту общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС).

Наша компания успешно прошла плановую проверку Федерального Казначейства и СРО АПР

ЗАО "Екатеринбургский Аудит-Центр" успешно прошел плановую проверку Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора Территориального Управления в Свердловской области за период деятельности с 1 января 2012 года по 1 марта 2016 года. (Акт от 30 марта 2016 года).

В Акте РФН указано:                    

"Заключение по итогам выездной внешней проверки качества работы Закрытого акционерного общества "Екатеринбургский Аудит-Центр".

Качество работы Закрытого акционерного общества "Екатеринбургский Аудит-Центр" соответствует требованиям Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов. Правила внутреннего контроля качества работы Закрытого акционерного общества "Екатеринбургский Аудит-Центр" соответствует установленным требованиям и соблюдаются Закрытым акционерным обществом "Екатеринбургский Аудит-Центр" при осуществлении его деятельности."

ЗАО "Екатеринбургский Аудит-Центр" успешно прошел плановую проверку СРО "Аудиторская палата России" (Ассоциация) за период деятельности с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года    (Заключение № 107 от 06. 07.2016г)                                                                                                                                                                                                                                                                          

В  Заключении СРО АПР указано:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               "На основании   решения Комитета СРО АПР по контролю качества (протокол № 6 от 06 июля 2016 года) признать аудиторскую деятельность  ЗАО "Екатеринбургский Аудит-Центр" (г. Екатеринбург, ОРНЗ 10201046624) соответствующей действующему законодательству, регулирующему аудиторскую деятельность в Российской Федерации.                                                                      

ЗАО "Екатеринбургский Аудит-Центр" и УЦ "Потенциал" провели круглый стол для МФО

ЗАО «Екатеринбургский Аудит-Центр» и Учебный Центр «Потенциал» провели круглый стол на тему: «Микрофинансовые организации сегодня. Риски для предпринимателей»

В роли экспертов -  выступающих были приглашены:

Бойков Владимир Михайлович – генеральный директор ЗАО «Екатеринбургский Аудит-Центр».

Корноухова Татьяна  - заместитель  директора  ЗАО «Екатеринбургский Аудит-Центр».

Лукина Светлана Юрьевна – консультант МРУ Росфинмониторинга по УРФО.

Копелян Евгений Александрович – директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

Михалева Мария Олеговна - юрисконсульт Отдела корпоративной практики Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ», эксперт регионального Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей «ОПОРЫ РОССИИ»

По итогам круглого стола, участники и эксперты сошлись во мнении, что  микрофинансовым организациям предстоит переход на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, разработанные с учетом МСФО. Без сомнения, это сложный и затратный проект, требующий серьезного внимания. Грубые ошибки в отчетности МФО могут иметь очень неприятные последствия, вплоть до отзыва лицензии.

Основные проблемы перехода следующие: смена подходов от РСБУ к МСФО, автоматизация,  изменение бизнес-процессов, организация взаимодействия отделов и подготовка персонала. Новый порядок учета означает введение дополнительных счетов, новую структуру символов в отчете о финансовых результатах, жесткие требования к порядку нумерации лицевых счетов и ведению аналитического учета и составление новой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Новизна подходов МСФО будет проявляться в применении новых принципов признания доходов и расходов, в применении концепции временной стоимости денег, концепции справедливой стоимости, в новой классификации и оценке финансовых инструментов, в большом объеме раскрываемых в примечаниях к отчетности данных.

В скором будущем в отношении микрофинансовых организаций будет осуществляться постоянный и достаточно жесткий надзор со стороны мегарегулятора – Банка России.

Начиная с 2016 года микрофинансовая компания должна проходить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Становится очевидным, что с предстоящими изменениями законодательства справиться микрофинансовым организациям помогут только высококвалифицированные специалисты из образовательных компаний и аудиторских компаний, специализирующихся на банковском секторе.

Встреча гендиректора компании В.М. Бойкова с Полпредом Президента в УрФО

27 ноября 2013 года в Екатеринбурге по инициативе ТУ Росфиннадзора состоялся прием у Полпреда Президента в УрФО.

Председатель  Уральской региональной Комиссии по обязательному аудиту СРО «Аудиторская Палата России»,  Генеральный директор ЗАО «Екатеринбургский Аудит-Центр» Владимир Михайлович Бойков и Руководитель ТУ Росфиннадзора по Свердловской области Александр Евгеньевич Лаптев встретились на приеме у Полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном Округе.

Тема встречи:  «Проблемы рынка аудиторских услуг в Уральском регионе».

На деловом приеме Бойков В.М. на основе проведенного анализа результатов  открытых тендеров на аудит  ОЗХС в УрФО, а также публикаций в журналах «Эксперт-Урал», «Деловой квартал» и «Аудиторские ведомости»   проинформировал участников встречи о ситуации  на рынке аудиторских услуг в Уральском регионе. Средняя цена контракта составляет только треть от начальной цены.

Известные, с хорошей репутацией аудиторские компании в этих торгах уже не участвуют, поскольку качественную работу на тех условиях, которые складываются в ходе торгов, провести невозможно.

Приведены примеры откровенного демпинга на обязательный аудит крупнейших предприятий Свердловской области. Было высказано опасение, что если будут приняты изменения в   307-ФЗ  «Об аудиторской деятельности» в части проведения обязательных торгов  на аудит и сопутствующие услуги, то с проблемой  демпинга вплотную столкнется весь российский аудит. Рекомендовано  отклонить эту поправку в 307-ФЗ.

Рекомендовано усилить влияние  качественных показателей при выявлении победителей тендеров на обязательный аудит ОЗХС, предложив брать за основу Рекомендации и Методику определения начальной цены контракта на проведение обязательного аудита, разработанную  Комитетом по обязательному аудиту СРО НП АПР.

Прием у Полпреда Президента по УрФО прошел в деловой конструктивной обстановке.

 

 

Рекомендации по выбору аудиторской компании

При выборе аудиторской компании Уральский Экспертный Совет по аудиту рекомендует придерживаться следующих критериев:

1. Квалификация аудиторов. Обращать внимание на квалификацию аудиторов, предполагаемых для участия в аудиторской проверке. Для этого можно запросить резюме аудиторов, отзывы клиентов или провести online-тестирование на знание бухгалтерского и налогового учета. Обращайте внимание на продолжительность работы аудиторов в аудиторской компании.

2. Опыт и история аудиторской компании. Мы рекомендуем привлекать аудиторскую компанию с опытом работы на рынке не менее 8-10 лет. Чем больше срок ее деятельности, тем больше опыт и знания аудиторов и специалистов.

3. Стоимость аудиторских услуг. Запрашивайте расчет стоимости аудиторских услуг. Качественные аудиторские услуги сегодня возможен при цене не ниже 1000 рублей в час. Все, что находится ниже этого уровня, должно вызывать вопросы и пристальный анализ.

4. Рейтинги аудиторской компании. Аудиторская компания должна иметь достаточно высокий рейтинг в своем регионе. Чем выше рейтинг, тем больше опыта аудиторских проверок у компании и, соответственно, выше качество аудита.

5. Численность аудиторов, в том числе с Единым квалификационным аттестатом и стабильность кадрового состава. Большая текучка может свидетельствовать о наличии серьезных финансовых проблем либо проблемах в управлении.

6. Результаты проверки СРО аудиторов и Росфиннадзора.

7. Бизнес-технологии. Качество общения, уровень рекламных и презентационных материалов, автоматизация и регламентация процессов, наличие системы внутреннего контроля – все это может говорить об уровне аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать.

8. Страхование профессиональной ответственности. Обращайте внимание на наличие страхового полиса добровольного страхования. При этом стоит обратить внимание на размер выплаты по данному страховому случаю – если вам показывают полис на 100 млн. рублей, это еще не значит, что страховая компания не установила ограничения на один страховой случай суммой, скажем, в десять раз меньшей – то есть 10 млн. рублей.

 

Новости компании
Россия, 620062, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 60-а. Телефон: (343) 375-74-02